Содержание

Мифы о личной продуктивности. Начало

Итак, рано или поздно, когда кто-то из нас загорается идеей или интересной задачей - мы начинаем задумываться о том, что нужно повышать собственную продуктивность, как успеть сделать больше дел за те 24 часа, что у нас есть в сутках, и, тем более, за те 8 часов, что мы на работе?

Сразу на ум приходят стандартные методы повышения продуктивности, о которых мы поговорим в цикле статей. Нам кажется, что применяя их - мы действительно успеваем сделать больше. Но, чаще это является самообманом. Ниже рассмотрим несколько мифов, которые многие воспринимают как базовые принципы, для того, чтобы сделать больше. Будет цикл статей про мифы. Это первая часть :)

Чтобы сделать больше - нужно больше работать

Логическое размышление и оно имеет место быть. Данный подход дает положительный эффект в краткосрочной перспективе. Но, работая так неделю-две, мы незаметно теряем продуктивность. Почему?

Это работает, если мы выполняем стандартные и монотонные задачи или мы на производстве, на конвейере, где есть материальный или осязаемый результат от работы сотрудника. Работа складывается в выполнение стандартных действий и операции занимают одинаковое количество времени. Поэтому, если за 1 час сотрудник производит 1 деталь, то с высокой долей вероятности за 10 часов - он произведет 10 деталей.

Но это плохо работает для интеллектуального труда. Здесь нужно рассматривать то, как работает наш мозг. Лучше сделать соответствие: наш мозг - сосуд энергии. Выполняя умственную работу - энергия из сосуда расходуется. Чем серьезнее интеллектуальная операция - тем больше энергии нужно потратить на ее выполнение. Чем тяжелее умственная работа -тем быстрее падает производительность. Чем больше мы отвлекаемся - тем меньше энергии мы можем потратить на полезную работу.

Не успел выполнить задачу на работе - доделаю работу дома

Миф. Как указано выше, это работает в краткосрочной перспективе (а лучше считать, что разово), если этим злоупотреблять постоянно, то продуктивность падает.

Продолжим аналогию с сосудом энергии (что представляет из себя наш мозг). Мы уже опустошили сосуд на работе и пытаемся выжать из пустого сосуда еще вечером энергию на ту же работу. Выполнение задачи растянется на значительный промежуток времени, потому что нужно будем немного пополнить сосуд краткими мерами (попить чай, перекусить, полистать ленту новостей, поиграть с детьми или животными) - и затем также быстро его опустошить.

Более того, сосуд активно наполняется, когда мозг отдыхает. Для этого требуется полноценный сон. Об этом в следующем мифе.

Сон - бесполезная трата времени

Многие могут предположить, что мы живем в очень быстром мире и за 6 часов мы отлично высыпаемся. Это самообман.

Несколько лет назад был проведен эксперимент, чтобы выявить - как количество сна влияет на продуктивность. Взяли 3 группы участников эксперимента:

  • Первая группа - спала по 8 часов;
  • Вторая группа - спала по 6 часов;
  • Третья группа - не давали спать в принципе.

На выходе сравнивали эффективность работы каждой группы.

Есть очевидные выводы и нет :) Группа 3, которая не спала - после 36 часов работы резко снизила свою эффективность, без возможности продолжать работу.

Группа, которая спала 8 часов - чувствовали себя в хорошем настроении и могли долгосрочно (день, два, неделя и т.д.) выполнять поставленные задачи и показали лучшие результаты в эксперименте. Это ожидаемый вывод.

Группа со сном в 6 часов - чувствовали себя хорошо, им было достаточно сна, как они сами говорили.** Но, производительность группы падала по ежедневным показателям, несмотря на то, что они считали что они высыпались**. Это тот неочевидный вывод эксперимента и каждый из нас может думать (и ошибаться) также. Мозг не успевает отдохнуть и наполнить сосуд энергии за 6 часов сна.

Таким образом, важно поддерживать стабильную продолжительность сна (а еще важнее - контролировать длительность глубокого сна, но об этом потом) - поддерживать на уровне 8 часов, ежедневно. Это позволит каждый день выполнять поставленные перед собой задачи, не уменьшая производительность.

Если я постоянно буду доступен, я смогу больше решить вопросов

Возьмем за основу - наш мозг это сосуд энергии, который полный когда мы отдохнули (начало дня) и опустошается в течение дня. Постоянное желание (это именно желание, а не потребность) быть в постоянной доступности, постоянно онлайн, используя мессенджеры, почту или телефон создает для нашего организма (а точнее мозга) стрессовую ситуацию. Каждое уведомление в мессенджере выводит нас из рабочего потока. “Рабочий поток” - это именно то состояние, в котором мы наиболее продуктивны. Войти в него сложно, а выйти - легко: зазвонил телефон, отвлек коллега вопросом, на экране появилось всплывающее уведомление. Каждое такое событие - мини-стресс для мозга. Такое отвлечение требует дополнительной энергии на возврат в состояние потока (нужно сосредоточиться, поднять контекст обрабатываемой информации, собрать все ментальные модели), это все необходимые действия, чтобы вернуться в работу, а не сделать ее - энергия тратится впустую. Наш сосуд с энергией лимитирован.

Из рекомендаций - лучше отказаться от желания быть постоянно онлайн: максимально отключить всплывающие уведомления почты, мессенджера на компьютере; отключить push-уведомления на телефоне; рабочий телефон перевести в беззвучный режим (идеально если есть мигающая лампочка). Организовать работу так, чтобы переключаться на эти задачи - раз в 2 часа или реже. Вы управляете вашим временем, а не приложения управляют вами.

Это первая часть мифов, а их много. В следующей статье мы еще рассмотрим ряд ошибок, которые может допустить каждый из нас, стремясь повысить личную эффективность. Из этой же статьи, предлагаю следующие выводы для повышения эффективности:

  • Минимизируйте выполнение интеллектуальных задач вне работы, без критичной необходимости;
  • Не расширяйте свой рабочий день - ограничьте себя стандартным временем, тем самым заставляйте себя выполнить работу в этот промежуток времени;
  • Стабилизируйте режим сна - 8 часов, не обманывайте себя, если вам хватает 6 часов, чтобы выспаться;
  • Отключите “раздражители” - факторы, которые отвлекают вас от рабочего потока: уведомления на компьютере, уведомления на телефоне;
  • Женщинам, нужно спать на 1 час больше, чем мужчинам. Кстати :)

В завершении статьи отмечу - эти выводы опробованы лично и они работают :) Это не просто теория из книги. В каком режиме вы работаете сейчас?

Следующая часть - про мозг